Как банки обманывают своих клиентов
С каждым годом банки все больше и больше обманывают своих клиентов, опираясь на их не осведомленность и не уверенность. Причем все эти манипуляции по отъему денег у населения законны. Просто в одних случаях сотрудники банка утаят важную от клиента информацию, в других не вспомнят про важный раздел договора или пропишут его восьмым шрифтом… Оправдание в этом случае всегда найдется: «Вы нас об этом не спросили, вот мы Вам у не разъяснили!» или «Ну и что что шрифт маленький, надо было читать». По идеи это все законно. А заемщикам потом приходится выплачивать долги, про которые они возможно даже и не знали… Рассмотрим несколько легальных способов надувательства банками клиентов.
Основы психологии.
Менеджеры банков часто в переговорах с клиентами используют принцип гамбургера. Психологи знают, то что человек лучше всего запоминают то что ему сказали в начале и в конце беседы. Поэтому менеджеры сначала рассказывают о главных преимуществах какого либо кредита, а когда клиент понимает что кредит его полностью устраивает, он погружается в радостные грезы и тут ему, быстро-быстро сообщают о многочисленных комиссиях, процентах и штрафах. После чего снова возвращаются к достоинствам кредитного продукта, и всё, клиент «готов».
Минимальный платёж.
Когда клиент активирует кредитную карту ему называют сумму минимального платежа, к примеру 3 тысячи рублей. И говорят – «Вы можете эту сумму платить каждый месяц, тем самым погашая задолженность по кредиту». Но не говорят точно, сколько по времени ее нужно погашать. Это может быть и 3 года, и 10 лет. А в некоторых банках погашая кредит минимальным платежом сумма долга только возрастет, так как она не покрывает ежемесячных процентов и комиссий. На самом деле минимальный платеж лучше применять только в том случае – когда денег практически вообще нет, это можно сделать один раз, но не постоянно.
Автокредит.
В случаях с автокредитами чаще всего обманывают страховые компании. Бывает что человек своевременно платит задолженность по кредиту, а потом резко и без причин перестает. Долг растет, начисляются проценты, пени, штрафы и неустойки. А когда накапливается большая задолженность, банк звонит и интересуется у заемщика в чем дело. Оказывается что у него угнали машину, и страховая компания по обещала выплатить кредит, но как Вы понимаете обещание не выполнено.
Потребительский кредит.
Очень много клиентов попадаются на удочки так называемых потребительских кредитов. Часто заемщики выбрасывают чеки о платежах будучи полностью уверенными что расплатились с банком. А потом выясняется что на момент последнего платежа осталась небольшая задолженность рублей в 500. И как пройдут пару лет эти 500 рублей превращаются в 30 000 рублей. «Я все оплатил!» — возмущается клиент «Платёжки есть? — спрашивает менеджер в банке. — Нет? Ну тогда ничем Вам ни можем помочь». При оплате кредита через банкомат тоже могут возникнуть небольшие проблемы. Чеки по истечении времени могут выцвести что часто и происходит, и в данном случае заемщику будет сложно доказать что он исправно платил по кредиту.
Льготный период.
Возможно Вы знаете что во многих банках есть такая услуга, как – «льготный период». Это срок, в течении которого клиент обязан отдать долг банку по кредитной карте. Если до окончания этого периода он выплатит всю задолженность, то ему не надо будет уплачивать проценты. В разных финансовых организациях этот срок составляет от 30 до 60 дней. Больше менеджеры банка ничего не объясняют по этому поводу. В кредитном договоре мелким шрифтом написано что это максимальный срок погашения задолженности.
Предположим что расплата по кредитной карте производится первого числа каждого месяца. С первого по первое число каждого месяца (если льготный период составляет 30 дней). Если что то приобрести с помощью карты первого числа, то остается ровно месяц что бы погасить задолженность по карте. А если к примеру вы совершили покупку ни 1-го, а 20-го числа, то у Вас остается 10 дней, потому что льготный период отсчитывается от начала расчетного периода, то есть от 1-го до 1-го числа каждого месяца (в нашем случае). Банк это не будет скрывать если клиент спросит, а если не спросит, то скорее всего умолчит. И люди устраивая шопинг в конце месяца рассчитывают что до погашения процентов у них остался еще месяц, а потом узнают что на сумму долга уже начислены проценты.
Кредитные карты.
Банки любят дебетовых клиентов, а вот с кредитными могут нахимичить. К примеру банк дарит клиенту карту с бесплатным обслуживанием в течении первого года, и сообщает если карту не активировать, то и задолженности не будет. Проходит год, клиент за это время уже забыл про карту так как она не активирована и он ей не пользуется. Но вот в чем подвох, по истечению срока банк выпустит новую карту, с которой сразу же списываются деньги годового обслуживания. За годовое обслуживание банк с Вас спишет ну рублей 200, не очень большая сумма, но в течении года с учетом процентов и различных штрафов сумма получится не маленькая. Клиент узнает о задолженности, и ничего не доказать. Менеджеры в банке только руками разводят, мол: «Бесплатно карта обслуживалась только в течении первого года, за второй год списание денег было не ошибочным, все законно». Кстати, бывает и такое что в банке вообще не предупреждают о годовом обслуживании. Поэтому если Вы точно уверенны что картой Вы пользоваться не желаете, лучше сразу написать письменный отказ от нее.
С дебетовыми картами есть еще одна интересная хитрость. Что бы быть в курсе своего баланса на карте, можно подключить СМС-сервис иначе клиент может учти в минус и даже не подозревать об этом. А для дебетовых карт установлены большие годовые проценты. Если СМС-сервис подключить и и после запроса вы узнаете что на вашем счету нулевой баланс, то появляется еще одна уловка – сам сервис тоже денег стоит. Клиент отправляет СМСку в банк что бы узнать счет и тут же уходит в минус на стоимость СМС сервиса. Постепенно минус только увеличивается, причем в геометрической прогрессии…
Что бы не попадаться на уловки которые описаны выше, надо обратить внимание на несколько очень важных моментов. Внимательно читайте договор, особенно текст который написан мелким шрифтом. Когда Вам в банке предлагают бесплатную банковскую карту, тут надо сразу включить мозг и понять что в этом кроется какой то подвох. Обязательно интересуйтесь комиссиями за заведение и обслуживание счета и периодом на который она выдается. На счет потребительских кредитов, уточняйте бесплатна ли услуга досрочного погашения кредита, и обязательно сохраняйте все платежки, желательно сделать ксерокопию. И когда Вы полностью погасите кредит, обратитесь в кредитную организацию и потребуйте документ в котором это будет четко прописано.